Х5 «урезает» «Карусель»

26.01.2012

Х5 Retail Group, крупнейший российский ритейлер, решил «урезать» свои гипермаркеты «Карусель»: теперь их площадь не должна будет превышать 4,5 тыс. кв. м. Причины такого «переформатирования» состоят в том, что гипермаркеты «Карусель» имеют самый низкий, по сравнению с конкурентами, уровень продаж с 1 кв. м - всего $6,4 тыс.

В настоящее время под управлением ритейлера находится 78 гипермаркетов «Карусель», их площадь варьируется от 3,5 тыс. до 10 тыс. кв. м. Все объекты будут переведены под единый стандарт: 3,5-4,5 тыс. кв. м. Площади крупных магазинов будут сокращены, а освободившиеся помещения будут сданы в аренду сторонним компаниям. Всего могут быть «урезаны» 32 гипермаркета: 6 из них сейчас занимают площадь примерно по 10 тыс. кв. м, остальные – 6-8 тыс. кв. м, пишет газета «Коммерсант». Таким образом, под аренду высвободится примерно 72-156 тыс. кв. м, то есть общая площадь всех «Каруселей» (на конец 2011 года она составляла 371 тыс. кв. м) может сократиться на 19-42%.

На освободившихся площадях могут расположиться магазины, в которых представлены разные группы товаров: от мебели до одежды и детских игрушек. Это зависит от расположения гипермаркетов относительно всего торгового центра и местоположения самого гипермаркета на территории города, говорит Светлана Ярова, начальник отдела стрит-ритейла компании Jones Lang LaSalle. «В целом это может быть как стандартный набор операторов прикассовой зоны - и у Х5 уже есть опыт сдачи части площадей сторонним арендаторам, в том числе сотовой связи, услугам, мелким магазинам товаров народного потребления, аптекам и оптике и др., так и более крупные арендаторы, которые могут дополнять ассортимент «Карусели» – магазины детских товаров, зоотоваров, обуви и одежды демократичных марок. Многое зависит от политики управляющей компании в торговом центре, ведь любую адаптацию площадей нужно будет согласовывать с ней, а также планировочных решений магазина», - объясняет госпожа Ярова.

Гипермаркеты, расположенные в хороших местах, платят арендную ставку $ 180 – 250 (плюс НДС и эксплуатационные расходы), говорит Илья Шуравин, директор департамента торговой недвижимости, партнер S. A. Ricci. «Как правило, гипермаркеты располагаются на 1-м и -1-м этажах торговых центров, и в случае возможной организации на освободившихся площадях отдельного входа для магазина арендатора ставки аренды могут варьироваться от $ 600 до 1500. Однако, учитывая, что кассовая зона гипермаркета составляет не менее 24 метров, организовать для арендатора дополнительный вход и витрины возможно далеко не всегда», - полагает он.

Под сокращение в гипермаркетах «Карусель» попадет не только площадь, но и ассортимент товаров. Сейчас он составляет 20-40 тыс. позиций. Предполагается, что ассортимент во всех гипермаркетах теперь не превысит 20-25 тыс. наименований, причем за счет сокращения доли непродовольственных товаров – с нынешних 20-30% до 10-15%. Господин Шуравин считает, что это ослабит позицию гипермаркетов и приведет к снижению среднего чека и, в геометрической прогрессии, к снижению количества покупателей. «Это, в свою очередь, неизбежно приведет к снижению оборота у «закассовых» арендаторов (тех, которых они планируют посадить на освободившиеся площади) и возможной необходимости пересмотреть условия договора в сторону понижения арендной ставки», - говорит эксперт.    

По итогам 2011 года выручка сопоставимых гипермаркетов Х5 не выросла. В четвертом квартале и вовсе было падение продаж на 6%: по данным UBS, снижение продаж в октябре-декабре на 9% зафиксировано в Санкт-Петербурге и регионах, выручка московских гипермаркетов просто не росла. Такой мерой, как сокращение площади действующих гипермаркетов, действительно может удастся поднять продажи с  квадратного метра, однако абсолютная выручка может снизиться более значительно, считает Дмитрий Волков, директор департамента проектного брокериджа, консалтинга и оценки Praedium Oncor International. «При этом в перспективе, в связи с уменьшением ассортимента товаров, компания может начать терять покупателей – по крайне мере, в отдельностоящих гипермаркетах точно», - предсказывает он.

Х5 Retail Group начала развивать сеть гипермаркетов с 2008 года, выкупив за $940 млн. 23 магазина «Карусель» у основателя «Пятерочки» Андрея Рогачева. В 2011 году Х5 не открывала новых гипермаркетов: слабые финансовые результаты фактически привели к приостановке развития формата. Но в ноябре прошлого года ритейлер привлек Яна Фукса, бывшего топ-менеджера чешской сети гипермаркетов Kaufland и немецкой Rewe Group в России, для развития гипермаркетов «Карусель».

Артём Высоченко

Источник: Арендатор.ру




Список новостей